Мирбако Додоколонов и Лутфулло Бобоев мигранты из Таджикистана. Некогда они были героями - защищали в составе Российских войск рубежи нашей Родины, сегодня один работает на стройке в Екатеринбурге, другой — дорожный рабочий там же, вместе - гастарбайтеры - мигранты.
О том, как сложилась их судьба после "боя", о заслугах и наградах, о трудовых буднях в качестве трудовых мигрантов в России и о том, почему Герои до сих пор не могут получить гражданства России разбирались екатеринбургские журналисты E1.RU.
Бой на 12-й заставе
В 90-е годы некоторые таджикские новобранцы служили в составе Российской армии на таджико-афганской границе. Российские войска помогали законному правительству Таджикистана, охраняли рубежи от караванов с наркотиками, отражали нападения боевиков. Этих самых боевиков таджикской радикальной исламской оппозиции готовили в Афганистане саудовские и пакистанские инструкторы. Вместе с афганскими моджахедами боевики не раз прорывали границу. Это были не набеги, а настоящие сражения.
Бой на 12-й погранзаставе — это история о подвиге. 48 пограничников 11 часов бились против 250 боевиков, вооруженных минометами, реактивными установками, артиллерией, пулеметами. Эту заставу назовут потом заставой 25 героев в честь погибших пограничников. 18 бойцам удалось спастись. Это случилось отчасти благодаря одному из наших героев-мигрантов, Мирбако. У пограничников кончились боеприпасы. Под огнем Мирбако достал оцинкованный ящик с патронами. И 18 пограничников, отстреливаясь, ушли к своим.
Это видео с 12-й погранзаставы часто можно увидеть в интернете. Трогательные и сильные кадры, где выжившие пограничники плачут после боя, встречая своих, были сделаны военным журналистом.
Мирбако Додоколонов за тот подвиг получил орден «За личное мужество». В двухтысячные годы, когда он станет гастарбайтером-нелегалом и поедет на заработки в Россию, чтобы прокормить семью с шестью детьми, орденская книжка будет выручать его при милицейских рейдах (сейчас с документами у него всё в порядке, есть вид на жительство, но в начале нулевых он был вне закона). Милиция на гастарбайтера смотрела с уважением и отпускала без штрафов и депортаций.
Его друга Лутфулло тоже наградили медалью «За отвагу». Но так и не вручили её. До таджикского военкомата она не дошла, потерялась в дороге: в стране была гражданская война, никому не было дела до рядового Лутфулло Бобоева и его подвига.
Подвиг не повод для получения гражданства?
Мы написали историю этих двух людей и обратились к уполномоченному по правам человека в Свердловской области, попросили поучаствовать в судьбе героев. Вернуть Лутфулло награду и помочь с оформлением гражданства обоим. В качестве примера тогда приводили историю с актером Депардье, которому моментально оформили российское гражданство в особом порядке. А наши герои разве не заслужили такого же «особого» отношения, рассуждали мы. Тем более ни судимостей, ни других нарушений у них не было.
Но, видимо, по мнению чиновников, не заслужили пограничники особого отношения. В аппарате уполномоченного нам и нашим героям пояснили, что помочь с гражданством ничем не могут.
— Таких, как они, много, — через несколько месяцев после публикации ответили нам в аппарате Татьяны Мерзляковой, мол, всем не поможешь.
Лутфолло все-таки получил недавно временное разрешение на работу. А Мирбако, у него это разрешение уже было, так и не стал российским гражданином. Он по-прежнему работает на стройке в Екатеринбурге.
Герой по-прежнему не может получить российское гражданство. Он прописан в Каменске-Уральском, на общих основаниях обратился в городскую миграционную службу. Принес документы. На орденскую книжку там даже не стали смотреть.
— Сказали, никакого подвига тут нет, ведь вы воевали на территории другого государства. Было бесполезно объяснять, что служили они в составе Российской армии. Но сотрудники службы твердили свое: «Нам нужны не ваши медали, а справка 2-НДФЛ», — рассказывает одна из русских друзей пограничников Валентина. Она помогала им, ходила с нашими героями по разным инстанциям, но всё напрасно.
Найти работу, где могли бы дать такую справку, Мирбако не может. Официльно трудоустраивать мигрантов у нас не особо любят. После публикации откликнулись общественники, решили помочь получить гражданство в особом порядке, через запрос к губернатору. Ходатайство Мирбако на имя губернатора написал один из его бывших командиров, зам. руководителя аппарата администрации Приморского края полковник Василий Масюк. Но так всё и заглохло. Никаких официальных ответов Мирбако не получал.
Заслужить награду сложно, а не получить - обидно
С потерянной наградой Лутфулло получилось еще обиднее. Выяснили, что он действительно был награжден медалью «За отвагу». Сотрудникам аппарата по правам человека в Свердловской области через таджикских омбудсменов пришел официальный ответ из военкомата, что медали «За отвагу» они не получали и не вручали.
— Этот ответ мы переслали в ФСБ, это ведомство уполномочено заниматься такими вопросами, — рассказывает Валентина. — Московская ФСБ переправила в Екатеринбург, в нашу местную ФСБ. Оттуда пришел ответ примерно такой: ничем помочь не можем, дубликаты наград не выдаем. Кстати, Лутфулло буквально до последнего времени формально по документам числился в Российской армии, в московском погранотряде, которого уже лет десять как нет. Потому что не снялся с воинского учета.
Сейчас Лутфулло уехал повидать семью в Таджикистан. Насчет заслуженной награды он и раньше не верил, что сможет ее вернуть. Но получить гражданство всё еще надеется. Как и Мирбако, которого от российского паспорта и положенных ветеранских льгот отделяет всего одна справка НДФЛ.