В рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Интерньюс, для представителей СМИ и гражданского общества, был организован медиатур, в котором приняла участие наша соотечественница, эксперт в области профилактики насильственного экстремизма, Шамсия Рахимшоева. О своих впечатлениях от поездки в самое сердце Европы она рассказала нашему корреспонденту.
- Можете немного рассказать о медиатуре и почему была выбрана именно Бельгия для изучения опыта по вопросам насильственного экстремизма?
Перед тем как рассказать о выборе мест, я хочу немного рассказать о самой инициативе.
Медиатур был проведен в рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Интерньюс, в сотрудничестве с Советом Европейского добрососедства (ENC). Данная инициатива дала возможность принять участие не только представителям средств массовой информации (СМИ), но и представителям гражданского общества, освещающим и работающим над проблемой насильственного экстремизма в Центральной Азии. Мне досталась уникальная возможность быть единственной представительницей гражданского общества из 4 стран ЦА (Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана) и изучить совместно с другими участниками-журналистами вопросы освещения, профилактики и предотвращения насильственного экстремизма.
У меня есть несколько соображений по поводу мест. Во-первых, Брюссель можно считать неформальной столицей Европейского Союза и на это есть веские причины – тут находятся Европейский Парламент (законодательная ветвь власти в ЕС, который считается одним из самых влиятельных законодательных органов в мире), Европейская комиссия (исполнительная власть ЕС) и Европейский Совет (высший исполнительный орган ЕС).
Во-вторых, Бельгия была одной из первых стран в Европе, из которой молодые ребята ездили участвовать на войне в Сирии и Ираке. По официальным данным с 2012 года, около 5000 людей уехали из ЕС в Сирию и Ирак, и более 1200 из них возвратились на родину. Это создало некую обстановку, к которой никто не был готов. Например, в 2014 году в Брюсселе была совершена атака на еврейский музей со стороны "возвращенца" Мехди Неммоючи, и после этого были совершены другие подобные попытки атак в других странах Евросоюза.
В-третьих, Бельгия, а в частности, Брюссель, на мой взгляд, является одним из ярких примеров городов будущего, где собрались люди со всех уголков мира, где можно услышать несколько языков одновременно, где, гуляя по чудным переулкам города, можно увидеть людей разных рас, также как и людей разных взглядов. Я, как человек, работающий в сфере миростроительства, считаю Бельгию очень хорошим примером для многих стран, включая Таджикистан.
-Расскажите, во время поездки с кем вы встречались и какие места удалось посетить?
- Несмотря на короткий период, у нас была возможность стать свидетелями прямого эфира журналиста Евроньюс и потом даже пообщаться и задать вопросы в Брюссельском офисе. На самом деле для меня, как для человека, находящегося по ту сторону работы журналистики и СМИ в целом, было не только познавательно, но и волнительно осознавать, что за нашими экранами стоит огромная машина и она без остановки работает и каждый винтик, т.е. сотрудник в этой машине имеет очень важную роль. Также у нас была возможность встретиться с представителями организации «Сеть осведомления о проблеме радикализации», исследователем аналитического центра «Эгмонт», представителями муниципалитета в городе Антверп, европейскими институтами и т.д.
Такие встречи были полезны не только с точки зрения изучения новых способов профилактики и предотвращения насильственного экстремизма, но и послужили площадкой для того, чтобы задать вопросы, которые нас беспокоили, нашли новые контакты и создали почву для будущего сотрудничества.
-Что вам дала эта программа?
Я хочу отметить, что программа была очень хорошо продумана, так как у нас была возможность посмотреть рабочий процесс журналистики, побыть в одном из мировых исследовательских центров «Эгмонт» и понять политическое настроение стран Евросоюза исходя из новой стратегии по Центральной Азии, а также в отношении возвращения детей и матерей – граждан ЕС, которые сейчас находятся в тюрьмах и лагерях в Сирии и Ираке. Нужно отметить, что по вопросам возвращения и профилактики насильственного экстремизма, страны ЕС не имеют один универсальный подход, наоборот, каждая страна сама определяет свою стратегию по данному вопросу. Например, Великобритания придерживается принципу не возвращать из тюрем Сирии и Ирак своих граждан, в то время как Бельгия в июне 2019 года возвратила шестерых детей из лагерей Сирии, с которыми работают специалисты, как сказал во время беседы исследователь аналитического центра «Эгмонт». Для меня, и думаю, для остальных участников, это была уникальная возможность впервые встретиться с людьми, которых мы видим по телевизору и статьи которых мы читаем в интернете, и в тоже время напрямую задать вопросы и немного рассказать о своей стране.
- Что вам больше всего запомнилось изучая вопросы насильственного экстремизма? Какие отличия?
Больше всего мне запомнилась поездка в небольшой город в 30 минутах от Брюсселя – город Антверп, в частности, запомнилась местная школа, которая была построена еще в 19 веке. Там у нас была встреча с директором школы и представителями муниципалитета города Антверп. Мне запомнились слова г-жи Карен Хереман: «Когда мы работаем с проблемой насильственного экстремизма, очень важно вкладываться в разработку позитивного посыла. Это включает в себя, в первую очередь, внедрение принципа инклюзивности молодежи и взращивание чувства принадлежности к сообществу. Также очень важную роль играет альтернативные подходы- использование разных внешкольных кружков и искусства для развития критического мышления и толерантности среди молодежи». Для меня это пример того, что мы тоже используем такие же подходы в Таджикистане, работая по вопросам насильственного экстремизма. На примере мировой практики можно сказать, что вторжение в Сирию, Ирак, Ливию и Афганистан, а также целенаправленный удар по воинствующим группам в этих странах не остановили насилия и не привели к миру. Применяемые сегодня подходы в краткосрочной перспективе могут лишь усилить насильственное и коррумпированное поведение, а в долгосрочной перспективе – создать условия для проявления долговременных факторов конфликта, таких как неравенство, маргинализация и недобросовестное управление.
Поэтому, мы также используем альтернативные подходы по работе с насильственным экстремизмом в Таджикистане, и придерживаемся следующих принципов:
- Перед тем как адресовать проблему, сначала нужно определить основные причины на основе глубокого анализа с учетом гендерной и конфликтной чувствительности;
- Решения должны быть разработаны на основе консультаций с населением;
- Не стигматизировать, отчуждать, либо усугублять негативные стереотипы, а бросать им вызов;
- Укреплять позитивные социальные нормы (такие как общение, понимание, доверие и т.д.);
- Продвигать диалог, а также сотрудничество и совместное решение проблем совместно с разными группами лиц в сообществе.
В заключение хочу отметить, что миротворческие подходы, применяющиеся в странах ЕС и Центральной Азии имеют много сходства (с учетом контекстуальных особенностей), в то же время, конечно, мы много чего можем позаимствовать у стран ЕС и самые первые шаги в этом направлении начинаются с обмена информацией и опытом на примере медиатуров.