В конце декабря 2018 года я принял решение устроить себе праздничные предновогодние каникулы и совершить путешествие к истокам, где зарождилась и достигла своего расцвета персидская цивилизация.
На протяжении многовековой истории основными политическими и культурными центрами Персидской державы были такие политические и культурные центры как Бухара и Самарканд – колыбели таджикского народа.
Эти два города исторического духовного наследия подарили миру великих религиозных гениев, имена которых золотыми буквами вписаны в мировую историю человечества.
На духовном небосклоне звездами блистают имена таких персо-таджикских гениев как имам Бухари, имам Матуриди, Бахауддин Накшбанд, Авиценна, Исмаил Самани…
Почти все учёные персо - язычного мира корнями или же судьбой связаны с Бухарой и Самаркандом.
Если родиной религии Ислам является Аравийский полуостров, то Ислам как теологическая наука родился в Бухаре. И распространился в исламской мире именно из Бухары.
Именно по этой причине я выбрал Узбекистан, на территории которого сегодня располагаются стольные города персо-таджикского мира.
В Бухару я прилетел прямо из Москвы – столицы России.
Первый свой поход я совершил на могилу имама Бахауддина Накшбанда, который является основоположником тариката Накшбандия.
Затем я посетил родоначальника персо – таджикской Саманидской империи - могилу великого эмира Исмаила Самани.
И, отдав должное, сыновье, истории, я направился в медресе Мири Араб, а затем странником прошелся по городу.
Бухара - чистый и уютный город. Когда я шел по этим святым местам, у меня возникло такое чувство, как будто я пребываю прямо в 9-ом или 10 –ом веках, времени, когда это земля был центром наук, центром персидской цивилизации.
Меня поразила духовная атмосфера города, поведение местных жителей, их высокая поведенческая культура и воспитанность молодежи.
Основное население Бухары - мои соотечественники, таджики. Почти все они, как и 100 лет назад, разговаривают на своём родном, «сладком» персо - таджикском языке.
И в Бухаре, и в Самарканде государственным языком всегда оставался персидский. И в письменности использовался персидский алфавит.
И это несмотря на то, что власть принадлежала тюрским эмирам или же арабам.
Во время моего путешествия по бухарским улицам и базарам, во время моего посещения мечетей я не услышал ни одного «матерного», бранного, плохого слова из уст его жителей.
Все мечети открыты, и азан читают с микрофонам. Утренний и вечерний намаз в мечетях проходят при большом количестве молодёжи. Примечательно, что после утреннего намаза следует хатм сура Ясина, как и положено в нашей религиозной традиции в соответствии с нашим традиционным ханафитским мазхабом.
Для молодежи (после предвечернего намаза) имамы преподают уроки по таким религиозным наукам как Коран, фикх, хадис.
Насладившись посещением Бухары, поездом я направился в город Самарканд.
Я окунулся в ту же самую таджикскую атмосферу.
И в Самарканде мои соотечественники живут и разговаривают на своем родном персо – таджикском языке, а при написании используют латинские буквы.
Можно сказать, что эти два города переполнены медресе.
К большому сожалению, сегодня все эти медресе, которые служили всему исламскому миру, используются как старый музей, памятник культуры. В них отсутствует духовная практика..
В Самарканде первым местом моего посещения была могила основоположника наук акида - великого имама Матуриди.
Также я посетил могилу пророка Данияра, могилу хафтпира и могилу основоположника наук хадиса - великого имама Бухария.
Во имя имама Бухария, рядом с его могилой, выстроена огромная мечеть.
В ней я имел встречу с шейхом, который является имамом данной мечети, бывшим муфтием Самарканда, а в настоящее время - замом и первым советником нового муфтия Самарканда.
Встреча была очень теплой и содержательной. Имам мечети имени Бухария общался с нами на протяжении длительного времени, рассказывал про религию и историю этих святых земель. Шейх говорил о своей работе и особенности профессии, которая требует большой самоотдачи.
На следующий день я посетил медресе по имя Регистана, Улугбека, Тилокори и мечеть Хизра.
Все эти места многолюдны от многочисленных туристов. Город очень чистый и уютный. А народ отличается особым гостеприимством.
Особенное отношение проявляют, когда узнают что ты - таджик из Таджикистана. Начиная от стражей порядка и до простых жителей! Доброжелательная улыбка не сходит с их лиц и звучат добрые и нежные слова. Наши соотечественники в Самарканде также воспитаны и выделяются высокой морально-нравственной культурой.
Мне рассказали, что в настоящее время границы между Узбекистаном и Таджикистаном открыты. И в течение последних полутора лет более 2-х миллионов таджиков из Таджикистана посетили земли своей исторической Родины - Самарканд и Бухару.
Необходимо отметить и восхититься тем, что все работники на границе встречают и провожают гостей с большим дружелюбием и вежливостью.
Дай Бог долгую жизнь многоуважаемому президенту Узбекистана господину Шавкату Мирзияеву за то, что он кардинально изменил позицию экс- президента Узбекистана Каримова, отменил жесткий визовый режим и открыл границу для нас, таджиков.
Также я благодарю Аллаха и выражаю искреннюю благодарность за труд и старание национального лидера таджикского мира и президента Таджикистана господина Эмомали Рахмона за то, что он возрождает дух дружбы и способствует процессу сближения таджикского народа, живущего в разных странах.
Хайриддин АБДУЛЛА