Какое влияние может оказать разрушение системы водоснабжения в приграничных селах Таджикистана и Кыргызстана на общественно-политическую ситуацию в регионе Центральной Азии? Какова была система водораздела в бассейне реки Исфара, кто и зачем ее разрушает? Почему стали забывать о статусе трансграничных рек, ирригационных сооружений, в частности Торткульского водохранилища? Когда оно было построено и для чего было предназначено? Как работают трансграничные ирригационные каналы в условиях продолжающихся территориальных споров между Таджикистаном и Кыргызстаном, какие трудности возникают в водопользовании? Как решить возникающие и обостряющиеся вопросы водораздела в условиях изменения климата и сокращения водных запасов?
На эти вопросы мы постараемся ответить в данном материале.
Следует сказать, что рекой Исфара пользуется около 400 тысяч человек в республиках Таджикистан и Кыргызстан, не считая населения Узбекистана. Если при этом учитывать использование Торткульского водохранилища как объекта, построенного для трансграничного использования, то количество пользователей многократно возрастает. То есть, река Исфара и ее воды стали главным фактором благополучия жителей трех центральноазиатских стран, потому что большая часть населения этих регионов занята в сельском хозяйстве и их средства к существованию напрямую зависят от использования воды. Поэтому в нынешних условиях мира, особенно ситуации в Центральной Азии и геополитическом положении Ферганской долины, рост населения и освоение новых земель делают вопрос о водораспределении и соблюдении его системы важной межгосударственной проблемой. Поскольку несоблюдение распределения воды из реки Исфара ставит подвопрос устойчивость мира и стабильность в реги
События 1989 года, село Ходжаи Аъло. Первый крупный пограничный конфликт, в результате которого появились жертвы и впервые в регионе был введен комендантский час.
Когда есть пути решения проблемы
В 2020 году в джамоате Чоркух города Исфары началась реализация проекта «CASA-1000: Проект поддержки сообществ», финансируемого Всемирным Банком и реализуемого Национальным Социальным Инвестиционным Фондом Таджикистана. Приграничные сообщества сами определяют приоритетные проблемы, составляют планы по их реализации.
Жители нескольких махаллей (микрорайонов) были едины во мнении, что для них наиболее острым является вопрос водоснабжения, поскольку по существующей ирригационной системе орошение сельхозугодий с каждым годом становится труднее из-за возникающих на границе с Кыргызстаном конфликтов. Дело в том, что проложенные еще в досоветский период арыки берут начало на спорной территории, и часты случаи, когда водные структуры Кыргызстана при возникновении конфликтов перекрывают эти каналы. Перекрывают и трубы на пикете (ПК) № 92, по которым от протекающего поверх кишлака трансграничного канала «Дружба» поступает для нужд населения поливная и питьевая вода. Все это оборачивается большой потерей урожая дехканскими хозяйствами, населением, порождает большие проблемы для обеспечения населения питьевой водой. Усугубляет ситуацию рост населения, активное освоение склонов холмов, за счет чего частично решаются вопросы обустройства новых семей.
Поэтому жители махаллей Лангари Себзор, Лангари Дашт, Лангари Бустон, Лангари Ходжиён и Лангари Миёна посчитали, что напряжение можно снять путем бурения скважин. Для бурения четырех вертикальных скважин для сельчан проект выделил свыше 200 000 долларов США.
По словам председателя Ассоциации водопользователей джамоата Чоркух Шавката Каюмова четыре скважины смогут обеспечить нужды 12 тысяч человек, как в питьевой, так и в поливной воде. Местные специалисты говорят, что бурение скважин может в значительной степени снизить напряженность на границе и предотвратить возможные конфликты из-за воды в будущем. Но есть и другие проблемы, которые возникают в период весеннего половодья, когда речным песком забиваются трубы, чистка которых требует больших финансовых и трудовых затрат. Возникают и другие сложности, особенно при согласовании работ со структурами Кыргызстана.
- Например, в июне 2022 года нам пришлось полностью прочистить трубу, подающую воду в наши махалли из канала «Дружба» (Торткуль), - говорит Ш. Каюмов. – Пришлось потратить 20 тысяч сомони для найма рабочих, техники. Использование сельхозтехники вызывает в приграничной зоне тревогу у кыргызских пограничников, которые работы могут квалифицировать как освоение спорных земель. Это потенциальная почва для конфликта.
Вода - источник конфликта?
Анализ ситуации показывает, что за последние десять лет в приграничных районах Таджикистана и Кыргызстана более 140 раз вспыхивали конфликты, в ходе которых погибли десятки военнослужащих и мирных жителей. Некоторые из этих конфликтов были связаны с водой и использованием ирригационных сооружений. Самый кровопролитный конфликт, связанный с ирригационным сооружением, произошел в конце апреля 2021 года недалеко от таджикского населенного пункта Ходжаи Аъло джамоата Чоркух, которое носит название «Головное». В результате спора и драки жителей таджикских и кыргызских общин, переросших в военное столкновение, пострадали десятки человек. Были погибшие и много раненых, сожжены дома с двух сторон, пострадали и социальные объекты.
Рассмотрение ситуации возникновения конфликтов показывает, что существует десять факторов, которые чаще всего приводят к пограничным столкновениям. Это: сельскохозяйственные угодья и жилища населения, пастбища и природные ресурсы, дороги и переходы, кладбища и линии электропередач, питьевая и вода для полива.
Среди этих десяти причин основное место занимает использование воды. Именно из-за этой проблемы в июле 1989 года в Исфаре произошел первый крупный пограничный конфликт, в результате которого появились жертвы и впервые в регионе был введен комендантский час. Иными словами, крупные пограничные конфликты происходили именно на почве воды и ее распределения.
Проблема водораспределения реки Исфара
В первые годы своей независимости страны Центральной Азии взяли на себя обязательство следовать системе водораспределения, принятой в советское время. В данном контексте были подписаны различные документы, в том числе соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном «О сотрудничестве в области совместного управления водными ресурсами межгосударственных источников» 18 февраля 1992 года в городе Алма-Аты. Иными словами, вопрос водораспределения реки Исфара – это вопрос не только местного, но и регионального значения.
Существуют разные взгляды по системе распределения водных ресурсов бассейна трансграничной реки Исфара, протекающей по территории Кыргызстана и Таджикистана. Есть множество документов, составленных в разные годы. Они менялись в зависимости от строительства ирригационных сооружений и роста орошаемых земель на территории Таджикистана и Кыргызстана. В соответствии с документами о нормах водораздела, утверждёнными в 1960 году, доля Республики Таджикистан составляла 62% от общего объема водных ресурсов бассейна реки Исфара. Для нужд Республики Узбекистан выделялось 26%, а лишь 6% воды из бассейна реки использовала Республика Кыргызстан. Это в основном те айылы, которые находились в верховьях реки и прибережных районах по соседству с крупными населенными пунктами Таджикистана в средней части ее русла. Однако, уже к концу 60-х годов это соотношение изменилось, поскольку на границе Таджикистана и Кыргызстана началось строительство трансграничного канала и водохранилища для орошения большого степного массива на территории Баткенского и Исфаринского районов. Еще тогда между Таджикистаном и Кыргызстаном, являвшимися основными потребителями водных ресурсов бассейна реки Исфара, были согласованы новые нормы.
Центрально-азиатская меж-государственная водная комиссия с учетом изменившихся условий пересмотрела норму водораздела.
В целях уточнения того, какие изменения претерпела норма водораздела после строительства транснационального канала «Дружба» и водохранилища «Торткуль» и каково предназначение этих ирригационных сооружений, в 1998 году бывший председатель г. Исфары Абдухаким Халимов направил письмо в закрытое акционерное общество производственного объединения «Совинтервод» и получил за номером С5-98 933-15-9/98 и за подписью вице-президента этой организации О.А. Леонтьева следующий ответ:
«В соответствии с Вашим запросом сообщаем, что уточненное проектное задание орошения Баткентского и Кулькентского массивов из Торткульского водохранилища, составленное совместно Институтами «Гипроводхоз» и «Кыргызгипроводхоз» в 1968 году, было рассмотрено и утверждено «Минводхозом СССР» в 1969 году.
Узбекская ССР и Таджикская ССР не согласились с отбором воды из реки Исфара в Торткульское водохранилище и перераспределением стока р. Исфара. Вследствие чего возникла необходимость в составлении «Схемы комплексного использования земельно-водных ресурсов бассейна реки Исфара».
В результате проведенных проработок предлагалось следующее деление стока р.Исфары:
Узбекская ССР (Кировский район) - 3,7%; Таджикская ССР - 62,4% (Канибадамский район - 9,8%; Исфаринский район - 52,6%). Исфаринский район должен получать 43,5% воды из реки Исфара и 9,1% из Торткульского водохранилища. Киргизская ССР (Баткентский район) составляет 26,7%, из них 1,8% приходится на реку Исфара и 24,9% - на Торткульское водохранилище.
Сведениями о согласовании «Схемы комплексного использования земельно-водных ресурсов бассейна р. Исфары ПО «Совинтервод» (бывш. Гипроводхоз) не располагает». (Прим. АО ПО “Совинтервод” является юридическим правопреемником Института “Гипроводхоз” 1951, Минводхоза СССР - https://www.p-g-s.ru/ao-po-sovintervod,)
Согласно информации, приведенной в журнале “International Journal of Water Resources Development” (https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/07900627.2013.837357) протоколы, составленные во времена Советского Союза, свидетельствуют о том, что за июнь - сентябрь (протоколы составлялись за десять дней) доля Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана менялась с двух процентов до 33 шесть раз.
В то же время, заместитель директора Службы водного хозяйства Министерства сельского хозяйства КР Абдибай Джайлообаев заявил в интервью сайту https://kg.eurasiatoday.ru/interview.html что согласно протоколу советских времен определены следующие нормы раздела воды реки Исфара: Таджикистан - 55%, Кыргызстан - 37% и Узбекистан - 8%.
Алиакбар Ахадов – местный эксперт по водным вопросам, бывший главный инженер государственного управления водного хозяйства города Исфары говорит, что хотя доля кыргызской стороны и составляет 33 процента по последнему протоколу, она не всегда соблюдается и обычно соседняя страна получает воды значительно больше нормы.
Вопросы использования водных ресурсов и гидротехнических сооружений на реке Исфара между Таджикистаном и Кыргызстаном
Река Исфара берет начало с ледников Туркестанского хребта при слиянии рек Каравшин (более 75 % воды реки Исфара) и Кишемиш (около 25 %). Длина реки 107 км, а площадь ее бассейна 3240 км2.
Согласно уточненному плану комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Сырдарья, утвержденному протоколом Научно-технического совета бывшего Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР в 1984 году, из бассейна реки Исфара Кыргызской Республике только для орошения 7900 га выделено 108 млн. м3 воды, а Республике Таджикистан для орошения 21300 га - 211 млн. м3. Получается, что на каждый гектар земли в Кыргызстане выделяется значительно больше воды, чем в Таджикистане. При всем этом Кыргызстан сегодня, взявший под контроль водораспределительное сооружение «Головное», которое должно управляться представителями трех стран, осуществляет несанкционированный забор воды сверх определенного для республики лимита и ставит в уязвимое положение сельскохозяйственную отрасль Таджикистана и Узбекистана.
В настоящее время площадь орошаемых земель за счет водных ресурсов реки Исфара в Таджикистане составляет около 23 000 га, в том числе 17 893 га на территории Исфаринского района и более 5 000 га в Канибадамском районе. Нужно заметить, что сельхозугодия Канибадамского района могут орошаться из Ферганского канала, но из-за трансграничных проблем не всегда удается полностью обеспечить их водой. Поэтому сокращение выделенного для Канибадамского района объема воды из бассейна реки Исфара может крайне негативно сказаться на урожае дехканских хозяйств.
В силу наличия проблем вопрос распределения воды реки Исфара не раз обсуждался представителями водных структур Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, но документа, соответствующего новым реалиям, который стал бы основополагающим, до сих не удалось подписать.
По имеющимся сведениям, впервые вопрос о разделе водных запасов реки Исфара между представителями Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана обсуждался на совещании от 1-3 апреля 1958 года в городе Ташкенте. Согласно Протоколу данного совещания доля водозабора из реки Исфара для Республики Таджикистан составляла тогда 57%, для Республики Узбекистан – 41%, для Республики Кыргызстан – 2%. Кыргызская Республика с таким разделением не согласилась и протокол не подписала (к сожалению, копии протокола нет, информация получена на основе имеющихся справок).
Второй раз этот вопрос обсуждался на совещании по межгосударственному распределению стока малых рек Ферганской долины от 11 апреля 1980 г. в городе Москве, протокол которого был утвержден заместителем министра водного хозяйства бывшего СССР. Согласно протоколу, общий объем водных ресурсов реки в те годы был равен 323 млн. м3. Республике Узбекистан полагалось 27 млн. м3 или 8% объема, Республике Кыргызстан - 120 млн.м3 или 37%, Республика Таджикистан - 176 млн. м3 или 55%.
Однако обсуждала Комиссия водораздел только с участием двух республик - Узбекистана и Кыргызстана. В работе этого совещания представители Таджикистана не принимали участия.
Республика Узбекистан не согласилась с решением совещания из-за малой доли этой страны.
С учетом этой ситуации 12 июня 1980 года в городе Исфара на совещании представителей Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана определено, что в вегетационный период Таджикистану полагается 48% объема воды, Узбекистану - 35% и Кыргызстану - 17%. Кыргызская Республика не согласилась с таким делением и высказала собственное мнение. В протоколе этого совещания было отмечено, что для эффективного использования водных ресурсов между государствами в осенне-зимний период с 1 октября по 1 апреля вода в объеме 90 млн.м3 направляется в Торткульское водохранилище для пополнения ее запасов, но для санитарных нужд Исфары (санитарный поток), необходимо определить объём в 1,5 м3/с.
В 1982 году заместителем министра водного хозяйства бывшего СССР Бородавченко И.И. по согласованию с заместителями министров водного хозяйства Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана отмечено, что общий объем воды в бассейне реки Исфара на наблюдательном пункте «Танги-Ворух» составил 347,5 млн. м3. На вегетационный период 1982 года из общего объема речной воды для Кыргызской Республики выделено - 70,3 млн м3, а годовая потребность Кыргызской Республики установлена в размере 115 млн. м3 (33,09%).
В последний раз в период СССР вопросы распределения водных ресурсов реки Исфара обсуждался 16 мая 1991 года на совещании министров водного хозяйства Таджикистана и Кыргызстана с участием представителя Министерства водного хозяйства бывшего СССР и Государственного Концерна «Водстрой». На этом совещании подтверждена годовая потребность Кыргызской Республики в объеме 115 млн. м3 или 33% годового объема реки.
Именно эти объемы получала Кыргызская Республика вплоть до последних лет, что не вызывало претензий со стороны Таджикистана, чья общая площадь орошаемых земель в разы больше. Однако в последнее время на отдельных встречах представители Кыргызстана настаивают на повышении доли республики до 37%, не учитывая факт того, что запасы водных ресурсов в бассейнах всех рек региона ЦА имеют тенденцию сокращения.
Анализ фактического использования водных ресурсов реки Исфара показывает, что доля Кыргызской Республики в этой реке составляет 147,6 млн. м3 или 43,6%, доля Таджикистана составляет 154,9 млн. м3 или 45,8%, а доля Узбекистана - 35,7 млн. м3 или 10,6%, а объём воды реки Исфара составляет 338,2 млн. м3.
Сокращение водных ресурсов в объеме 119,1 млн. куб. м3 или 26% годового объема довольно тревожно. Наряду с влиянием климата есть версии о несанкционированном заборе воды из бассейна реки до измерительной станции, что требует дополнительного анализа и принятия согласованных сторонами мер. Есть необходимость ведения правильного учета и контроля объемов воды не только на наблюдательном пункте Танги Ворух, но в верховьях реки.
Из этого следует, что кыргызская сторона получает относительно больше воды, чем установленные для нее лимиты. Стремление представителей Кыргызской Республики к тому, чтобы добиться повышения доли страны, объясняется тем, что республика планирует расширить площадь осваиваемых земель, не только в верховьях реки, но и в окрестностях города Баткена, куда мелиораторы намерены направить дополнительные объемы. Этим можно объяснить попытки прибрать к рукам источники контроля водных ресурсов, что и приводит к конфликту с представителями сообществ из Таджикистана.
По имеющимся данным площадь орошаемых земель, соединенных с рекой Исфара, в Кыргызстане выросла в последние годы на 1113 га и достигла 9013 га. А в планах правительства страны - увеличение площади сельхозугодий до 15 000 га в будущем, что неизбежно потребует дополнительного объема воды, поскольку степные массивы будут поглощать воду в значительно большем объеме, чем долинные.
Торткульское водохранилище. Данное водохранилище с водоизмещением 90 млн.м3 было построено и введено в эксплуатацию в 1971 году в Баткенском районе Кыргызской Республики за счет государственного бюджета СССР. Полезный объем воды квалифицируется в 75 млн м3. Статус водохранилища трансграничный, как и подводящего канала «Дружба», проложенного частично по территории Таджикистана.
Водохранилище было предназначено для орошения земель 3-х стран, иначе вряд ли Таджикистан и Узбекистан в 60-ые годы дали бы согласие на прокладку ирригационного канала, подающего воду из бассейна реки Исфара.
После распада СССР правительство Кыргызской Республики стало игнорировать решения Минводхоза СССР и трансграничный статус сооружения. Ныне водохранилище практически полностью служит для орошения земель Баткенского района Кыргызской Республики. Только в апреле-мае по заявкам таджикской стороны кыргызская сторона отпускает воду таджикским пользователям из этого водоема, но она это делает с большой неохотой.
Режим работы этого водохранилища является исключительно поливным. Вода запасается в водоеме в основном в осенне-зимний период: с 1 октября по 1 апреля, и в этот период на санитарно-бытовые нужды реки отводится всего 1,5 м3/с, что недостаточно для обеспечения нужд городов Исфара и Канибадам. В период май-сентябрь вода из водохранилища используется в сельскохозяйственных целях. Забор воды из Торткульского водохранилища для нужд Таджикистана составляет 8-10 миллионов кубометров в год.
По словам специалистов водного хозяйства города Исфары, после землетрясения 31 января 1977 г. (8 баллов) в дамбе этого водоема образовалась трещина. Безусловно, это увеличивает риск прорыва водохранилища. В случае техногенной катастрофы пострадает в первую очередь население таджикских кишлаков и городов Исфары, Канибадама, которые окажутся на пути миллионов кубометров воды. Таджикские специалисты в последние годы фиксируют повышения уровня грунтовых вод на сельхозугодиях Таджикистана, что является следствием роста фильтрации воды из Торткульского водохранилища. Повышение уровня грунтовых вод и ухудшение мелиоративного состояния земель Лакконской долины Республики Таджикистан наносит республике ежегодно большой экономический ущерб.
Для решения этой задачи согласно договоренности кыргызская сторона должна была подавать в водопроводные сети Таджикистана в апреле-мае и октябре-ноябре на опреснение 0,4 м3/с или 4,1 млн. м3 воды из Торткульского водохранилища. Часть этого канала была построена в советские годы, но сооружение осталось незавершенным. К сожалению, после распада Советского Союза этот недостроенный объект на территории Кыргызстана был полностью разрушен.
Кроме того, согласно проекту освоения земель Баткенской долины, для понижения уровня подземных вод в Лакконской долине кыргызской стороной предполагалось построить 31 вертикальную мелиоративную скважину на территории джамоата Лаккон в Таджикистане, но и эти работы, едва начавшись, были прекращены.
Трансграничные каналы между Таджикистаном и Кыргызстаном
Между Таджикистаном и Кыргызстаном имеется 7 больших трансграничных каналов и несколько маленьких арыков, которые берут начало от реки Исфара и пересекают границу двух стран. Это каналы Дружба (Торткуль), Мастчои, Дам, Сафед, Карабог, Джуи Нав, Чильгазы, по которым снабжаются водой 6 263 га сельскохозяйственных угодий в Таджикистане и почти 1 655 га сельскохозяйственных угодий в Кыргызстане. Наполнение Торткульского водохранилища осуществляется через Торткульский канал или канал «Дружба», как его именуют в официальных документах. Водохранилище питает 9013 га сельскохозяйственных угодий Кыргызстана. Истоки всех каналов находятся на территории Таджикистана, а исток канала Мастчои несколько лет назад был перенесен властями Кыргызстана на 200 метров выше места исторического истока, находившегося в бригаде № 18 хозяйства «Чоркух», на спорную территорию.
Водораспределительное сооружение «Головное». Находится на территории джамоата Чоркух города Исфары, построено на месте канала Назирбай.
Канал Дружба (Торткуль). Длина канала 19,7 км, пропускная способность 28 м3/с. Плотина этого канала находится на территории джамоата Чоркух города Исфара (нынешнее водораспределительное сооружение «Головное») и служит для водоснабжения Торткульского водохранилища. Верхняя часть канала «Дружба» (от водораспределительного узла на расстоянии 4,5 км) построена на месте канала Назирбай (Назирбай - житель села Лангар джамоата Чоркух построил данный канал для орошения земли своей махалли в XIX веке), который находится на территории Республики Таджикистан и получает воду из реки Исфара.
Канал Назирбай находится на балансе Исфаринского районного водного хозяйства с 1936 года, когда он начал функционировать. Эти сведения представлены в карте земельного плана колхоза им. Калинина Исфаринского района (1967 год). Уместно подчеркнуть, что на этой карте также обозначена территория, где был построен Торткульский водораспределительный узел. Это территория села Ходжаи Аъло джамоата Чоркух Республики Таджикистан.
Анализ ситуации и сведения представителей местных сообществ показывают, что кыргызская сторона планирует в ближайшие годы освоить большие степные массивы на территории Баткенского района на границе с городом Исфара. Для этого от Торткульского канала планируется провести водовод длиной в 275 метров к новым землям. Параллельно кыргызская сторона активно начинает освоение земель у подножья Туркестанского хребта, близ таджикских сел Чоркух и Сурх. Этот вопрос был поднят представителями Кыргызской Республики на заседании рабочей группы между министерствами водного хозяйства стран, но таджикская сторона была категорически против из-за угрозы повышения уровня грунтовых вод на территории Таджикистана. К тому же статус планируемых для освоения массивов является спорным.